Информация для населения

Порядок выплаты работникам заработной платы
Каждый работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, выплачивается не реже чем каждые полмесяца, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы.
Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника о ее составных частях; размерах иных сумм, начисленных работнику; размерах и основаниях произведенных удержаний; общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
При этом не может быть взыскана заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.
При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.
Ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.
Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Выплата заработной платы производится в денежной форме. В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы.
Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.
Работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Об изменении правил обеспечения доступности объектов и услуг в сфере здравоохранения для лиц с ограниченными возможностями
С 1 сентября 2025 года вступил в силу порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Минздрава России от 14.04.2025 № 210н в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Определены критерии доступности объектов и услуг для инвалидов, которые требуется обеспечить юридическим лицам, предоставляющим услуги в сфере охраны здоровья.
Среди них, в частности:
– возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски;
– сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на соответствующих объектах;
– размещение помещений, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий;
– оборудование на прилегающих к объекту территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;
– оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и другие.
Установлены особенности обследования данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
За уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг предусмотрена ответственность по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа для должностных лиц в размере от 2 тыс. руб. до 3 тыс. руб., для юридических лиц – от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб.
Об ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков
За незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, к которой могут быть привлечены лица, достигшие шестнадцати лет.
Незаконным приобретением без цели сбыта наркотических средств является их получение любым способом, в том числе покупка, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений.
Ответственность за совершение преступлений в указанной сфере предусмотрена ст.ст. 228, 228.1-228.4 УК РФ и варьируется от назначения штрафа до 500 000 рублей вплоть до пожизненного лишения свободы, предусмотренного ч. 5 ст. 228.1 УК РФ.
Наряду с уголовной ответственностью за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, ст.ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность в виде штрафа в размере от 4 000 рублей до административного ареста до 15 суток.
При этом примечанием к ст. 228 УК РФ предусмотрено основание для освобождения от уголовной ответственности за вышеуказанный вид преступного деяния, а именно: лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом, изобличению лиц, их совершавших, освобождается от уголовной ответственности.
Существует также правовая возможность освобождения от административной ответственности. Примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами изменились
С 1 сентября 2025 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2025 № 293 «О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами», которым, в том числе, утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Новыми правилами закреплено, в частности, следующее:
• Мусорные площадки должны соответствовать не только природоохранным и санитарным требованиям, но и муниципальным требованиям в части благоустройства. Размещение на мусорных площадках контейнеров для вторичных ресурсов можно только с письменного согласия регионального оператора, так как их размещение должно быть на местах сбора вторичных ресурсов;
• Содержать мусорную площадку должен не собственник земельного участка, на котором она располагается, а собственник площадки. При этом в содержание мусорных площадок прямо включены работы по оборудованию площадки контейнерами/бункерами, ее ремонту и размещению на ней необходимой информации;
• Предусматривается общефедеральный принцип раздельного накопления отходов, в том числе с введением с 2030 года единой цветовой маркировки мусорных контейнеров;
• Неправильная сортировка мусора признается правонарушением, причем субъектом Российской Федерации могут вводиться дополнительные запреты для исключения неправильной сортировки;
• Договоры об обращении с твердыми коммунальными отходами оператор заключает: в многоквартирных домах, садовых некоммерческих товариществах, коттеджных поселках в отношении мусора, образовавшегося у граждан, либо с собственниками, либо с управляющими организациями, во всех остальных случаях – только с владельцами, а также арендаторами и пользователями, но только в том случае, если эти арендаторы и пользователи смогут предъявить договор аренды/пользования на ином основании, который обязывает их заключать самостоятельный договор на вывоз мусора.
Об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере лесопользования
Лесопользование - установленный законом порядок пользования лесами, обеспечивающий наиболее полное использование полезных свойств леса в интересах развития общественного производства и потребности людей.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Незаконная рубка лесных насаждений является одним из наиболее распространенных преступлений в сфере лесопользования.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной и муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Частью 1 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации определена уголовная ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, в виде штрафа в размере до 500 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев или без такового.
Кроме того, приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины в соответствии со статьей 191.1 Уголовного кодекса Российской Федерации наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, исправительными или принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Приоритетные меры противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается, в том числе, деятельность организаций по предупреждению коррупции (профилактика коррупции).
Статья 3 указанного Федерального закона определяет в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
-определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
-сотрудничество организации с правоохранительными органами;
-разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
-принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
-предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
-недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Ответственность за нарушение правил охраны труда
Ст. 37 Конституции РФ предусматривает право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ, далее по тексту – ТК РФ).
Требования охраны труда регламентированы разделом 10 ТК РФ. Обязанность по обеспечению безопасности работников на рабочих местах лежит на работодателе и иных лицах, на которые возложена данная обязанность.
Работодатель и иные лица, на которое возложены обязанности по соблюдению требований охраны труда обязаны создавать условия, соответствующие требованиям охраны труда на каждом рабочем месте, а также соблюдать режим труда и отдыха работников и иные нормативно-правовые акты регулирующие трудовые отношения.
Основной критерий условий охраны труда — это проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация проводится с целью установления вредных и опасных производственных факторов. По итогам аттестации работодатель по указанию аттестационной комиссии приводит все рабочие места в соответствии с установленными нормативами охраны труда.
За нарушение работником обязанностей, предусмотренных ст. 214 ТК РФ, или лицом, на которое возложена обязанность обеспечить соблюдение требований охраны труда, работодатель вправе применить меры дисциплинарного взыскания. К указанным мерам в соответствии со ст. 192 ТК РФ относятся замечание, выговор и увольнение.
Факт нарушения установленных законом требований в сфере охраны труда выявленный в ходе проверки организации является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Нарушения требований охраны труда, которые по неосторожности повлекли последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти, влекут за собой привлечение к уголовной ответственности по ст. 143 Уголовного кодекса РФ.
Негативные последствия неформальной занятости для работника
Неформальная занятость – это вид трудовых отношений, основанный на устной договоренности, без заключения трудового договора.
Основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем, согласно действующему законодательству является трудовой договор, который определяет основные моменты взаимоотношений работника и работодателя.
Трудовой договор представляет собой документ, содержащий условия выполняемой работы, на которую соглашается работник, перечень взаимных прав и обязанностей работника и работодателя.
При нарушении установленных трудовым договором условий труда, прав и обязанностей, работник имеет право на защиту трудовых прав.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованием охраны труда; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в установленный законом срок; осуществлять обязательное страхование работников; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей и иные требования, предусмотренные настоящей статьей.
При неофициальном трудоустройстве гражданина увеличивается риск несоблюдения работодателем вышеперечисленных обязанностей, что в свою очередь влечет негативные последствия для работника и влечет к ущемлению трудовых прав работника.
Так, гражданин, выполняющий работу без трудового договора, лишается права на получение пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае производственного травматизма, последующего пенсионного и социального обеспечения.
В случае фактического допущения к работе без заключения трудового договора, уклонения работодателя от оформления трудового договора, заключение гражданско-правового договора, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон № 64-ФЗ) регламентированы основания и порядок установления административного надзора лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.
Согласно статье 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьёй 228.3, частью 1 статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Статьей 8 Закона № 64-ФЗ регламентирован порядок осуществления административного надзора, предусматривающий наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных обязанностей, который осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
Приказом МВД России от 08.07.2011 № 818 утвержден Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, который устанавливает механизм осуществления органами внутренних дел административного надзора.
В частности, административный надзор осуществляется территориальными органами МВД РФ путем систематического наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами по месту жительства, пребывания или фактического нахождения установленных судом административных ограничений и выполнением ими предусмотренных Законом № 64-ФЗ обязанностей.
Данную работу осуществляют участковые уполномоченные полиции.